Высокий ши Ложь

Да, карнавал в Венеции уже не тот, что прежде, коренные жители Венеции на время карнавала стремятся уехать, устают от жадных толп туристов в покупных за бешеные деньги штампованных масках. Но призрак былого величия все никак не хочет покидать город. Как истинный итальянец - дух Венеции слишком плотский. Уже нет живого лица - его заменила белая скуластая "larva"-маска-лярва, по древнеримским повериям - лярва - душа молодого и страстного человека, который умер слишком несправедливо и рано, и в момент смерти все страсти, от которых сгорало и возрождалось его плоть, ожили, чтобы вновь наслаждаться воздухом земным, всеми пятью чувствами - и может быть- неведомым - шестым.
Полная "баутта", "Bautta", не маска, но карнавальный костюм. Он состоит из белой маски - лярвы,треуголки, глухого черного плаща-крылатки, совершенно скрывающего фигуру, черных перчаток, иногда с накладными ногтями и перстнем щеголя и ловкого любовника на безымянного пальце.
"Этимологический итальянский словарь объясняет происхождение слова "bautta" от слова "ваu", что в переводе с итальянского языка означает "пугало" - маска, "которой пугают детей". (На венецианском диалекте существует слово "bau-bao", "употребляемое также для пугания детей").
Венецианская карнавальная баутта подчинена изумительно строгому рисунку и строгому сочетанию двух цветов - черного и белого. В этом видна прекрасная привычка к художественному закону и до сих пор управляющему городом черных гондол и черных платков zendaletto. Венецианская баутта состояла из белой атласной маски larva с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого черного плаща с черной кружевной пелериной. К маске был прикреплен кусок черного шелка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок и придававший всему облику наряженного таинственный и немного жуткий оттенок. На голову надевалась треугольная черная шляпа, отделанная серебряным галуном. При баутте носили белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками."
Баутта не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни неверия, ни гражданского, ни сословного состояния.
На вопрос: Кто это сделал?
Баутта отвечает: Маска.
Были и другие традиционные маски, представление о которых можно получить, прочитав книгу Марио Габбьято "Маски и костюмы в традиции венецианского карнавала".
Женщины часто носили маску "моретта" (смуглянка), круглое, черное "личико", иногда маска была белая - с кружевной "повязкой" на глазах. На месте рта у маски моретта изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное... молчаливыми.
Забавна и странна маска "gnaga" (от ит. "gnau''-''мяу"), произносится как "ньяга" с которой связано венецианское выражение "иметь наглость ньяги".
Носитель этого костюма, состоящего из сильно поношенного, разорванного платья и маски кота, должен был имитировать "мяукающим" голосом кошачий "язык" и развинченными вихляющими движениями - кошачьи повадки.
Маска "маттачино" получила свое название от итальянских светских карнавальных утренников (маттинате).
Она дополнялась белым костюмом и красными ботинками. Волосы при этом украшались разноцветными перьями. На карнавале одетые в маттачино граждане кидались яйцами, наполненными красной водой.
В 16 веке популярным среди венецианцев становится костюм "Domino" ( Домино) , предполагающий плащ с капюшоном, подобный монашескому и непременный атрибут - маску. Кстати, с этим нарядом связан довольно любопытный факт. Французский писатель Франсуа Рабле, творчество которого неразрывно связано с карнавальными традициями, будучи на смертном одре, заставил переодеть себя в домино. Свое странное желание он обосновал словами Священного писания "Beati qui in Domino moriuntur", что дословно означает "блаженны умирающие в Боге". Но Ф.Рабле подменяет истинное в этом контексте значение слова домино" - карнавальным.
Довольно распространенными были парные маски супругов. В 18 веке маску мужа позволялось носить любому мужчине, сопровождающему даму - верному рыцарю, - даже если он не являлся ее супругом в действительности.
Есть и более традиционные персонажи - Арлекины, Доктора, Пьеро и Пьеретты, маски уличной комедии Dell Arte
Есть и вечные образы авантюристов-соблазнителей и "роковых" женщин-хищниц и цариц
Есть и фантастические персонажи, вроде Ледяных Дев, Чумных Докторов с бутафорскими носами, Купидонов, Инквизиторов и Самой Смерти
карнавал всегда опасен, у него много лиц и много смыслов. Иногда его изнанка - смерть, иногда - любовь.
Так, например, "Карнавал в городе Иврея (область Пьемонте) заканчивается апельсиновым боем. В 1998 году было использовано на это занятие около 500 кг апельсинов. Эта традиция берет свое начало в 1195 году, когда, протестуя против дворянского права первой брачной, ночи некая Виолетта отрубила голову своему господину и бросила ее с балкона. На следующий день народ, в знак солидарности, устроил бой из фасоли, которую в дальнейшем заменили апельсинами."
Знаменитый "Коломбо", полет Голубка - акробата с колокольни Сан-Марко, который открывает карнавал в Венеции, когда-то был простой... казнью. С башни без всякой страховки сбрасывали пленного турка.
Площадь танцевала в забытьи, пьяны были все от нищенки до догарессы, жены дожа.
Чем прекрасен был старый карнавал - никаких сомнений и морали, никаких рамок, бешенство раззолоченных танцоров в имперских тяжеловесных от золота и парчи залах Венецианской Республики.
Рано или поздно наступает праздник Тушения Огней. Последний день карнавала, когда раздается клич: Маски долой! и толпы людей с зажженными свечами стекаются на Пьяццу, каждый пытается затушить свечу соседа, и если это удается, кричит в лицо проигравшему: Смерть тебе, ты не несешь огня!"
Вечных карнавалов не бывает - именно в этом его очарование. Все прекрасное имеет свою конечную остановку.

фотки. Много и большого размера.

Оригинал статьи и еще немного фотографий тут.

@темы: карнавал, маски, Венеция

Комментарии
06.11.2008 в 07:32

Спасибо за название книги и за красоту. Утащил некоторые маски себе в коллекцию)))
06.11.2008 в 07:49

Высокий ши Ложь
пожалуйста )
07.11.2008 в 22:42

Волшебство - удачное самовыражения.
+Кот+
Благодарю за твою щедрость....за прекрасное....