философия, эзотерика. Warning: много.Угроза для личности, о которой предупреждает сознание, может исходить из внешнего мира, или из бессознательного, например, от архетипов Тень, или Персона. В Тень заложен, как верховный, принцип удовольствия, вызываемого быстрой разрядкой психической энергии низменных побуждений, особенно сексуальных и агрессивных. Тень подчиняясь принципу удовольствия, выражает себя в импульсивной, иррациональной манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Тень легко преодолевает страх или тревогу во имя удовольствия, то при достижении своей цели она представляет опасность для личности и общества, о чем сознание будет предупреждать личность тревогой. Персона имеют свою систему ценностей и соответствующих целей, достижение их ее верховный принцип, при достижении своих целей Персона может побуждать личность на опасные для личности и общества действия, а значит сознание, и в этом случае, будет предупреждать личность тревогой. Тревога, которой реагирует сознание на угрозу исходящую от Персоны, развивается в страх смерти и посмертного наказания.
Необходимо познакомиться со своим бессознательным и, в первую очередь, с неприятными и негативными свойствами личности, к которым человек старается не пригляды-ваться. Это и будет архетип Тени, осознание которого является первым этапом процесса индивидуации. Тень, как низшая часть личности, представляет собой совокупность всего, чем человек не хочет быть, она воплощает несовместимое с сознательно избранной установкой.
"Тень – это скрытая, подавленная, низшая и обремененная виной часть личности, корнями своими уходящая в
животный мир – мир наших предков и таким образом вмещающая целый исто-рический пласт бессознательного" /39/.
Архетип Тени проявляется в примитивных инстинктах и демонстрирует все то, чего человек боится, но страстно желает, все, относящееся к звериному на-чалу – жестокое, низменное, коварное, деструктивное, антисоциальное. Эти бессознательные соединения объединяются в автономную личность, своего ро-да "анти-Я" /субличности/, компенсаторно дополняющие Эго.
Юнг считает, что формирование Тени начинается в раннем детстве, когда ребенок сталкивается с тем, что отец и мать ругают и наказывают его за жела-ния и поступки. Слабое Эго еще не способно разобраться в сложной, запутан-ной сети представлений о добре и зле, оно предпочитает вытеснить и забыть все, что взрослые называют и считают нехорошим. Таким образом, отторгну-тыми оказываются целые аспекты личности, ее душевной жизни. Отщепляясь, они становятся автономными, обрастают эмоциями и чувствами, приобретают определенный энергетический потенциал и, в конце концов, складываются в мощное анти-Я, антипод Эго. Эта Тень до поры до времени "сидит в засаде" и ждет удобного момента, чтобы вторгнуться в сознание и отобрать у Эго части-цу власти над поведением и поступками личности, а то и захватить эту власть целиком /психоз/.
«Осознание Тени – сложная и мучительная задача. Обычно все негативное проецируется на других, на внешний мир. Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача хотя и в незначительной части, решена: уловлено по крайней мере личное бессознательное. Тень является жизненной частью личностного существования, она в той или иной форме может переживаться. Устранять ее безболезненно – с помощью доказательств либо разъяснений – невозможно. Подойти к переживанию Тени необычайно трудно, т.к. на первом плане оказывается уже не человек в его цельности. Тень напоминает о его беспомощности и бессилии» /40/.
Признание своей Тени и интеграция ее в целостную систему индивидуаль-ной психики необходима для психического здоровья. Если негативное качество или желание осознано, его можно преодолеть, избавиться от него. Но вытес-няемые свойства становятся тем сильнее, чем больше человек стремится их по-давить. Типичное отношение к своей Тени – попытка спроецировать ее качест-ва на других людей Именно так формируется "образ врага", расовые и нацио-нальные предрассудки .
Частичная идентификация с теневым, бессознательным чревата раздвоени-ем личности, психозами.
В сновидениях архетип Тени изображается с помощью темных, мрачных /темнокожих/, уродливых фигур, одного пола со сновидцем. Персонаж Тени наделяется негативными свойствами и качествами, совершает мерзкие поступ-ки От его фигуры веет иррациональными ужасом. Тень может выглядеть могущественной, жестокой, обладать сверхъестественными способностями. Архе-тип Тени, как феномен коллективного бессознательного, вторгаясь в сознание индивида, порождает негативные проекции и проективные идентификации, следствием которых могут быть разрушительные психические конфликты, де-структивные действия, психосоматические нарушения. Наряду с отрицатель-ными сторонами и функциями Тень содержит ценности и информацию, в кото-рых нуждается сознание, но в такой форме, что их трудно интегрировать и включить в свою жизнь. Поэтому в юнгианском анализе принято не уничтожать Тень, искореняя любые возможности ее присутствия в системе психики, а дос-тигать с нею соглашения. Станет ли Тень нашим врагом или другом, зависит только от нас самих. Тень – это не обязательно противник или соперник, это такое же человеческое существо, как и сознательное Я, с которым последнее должно сосуществовать, поскольку нуждается в нем. Тень делается враждебной лишь тогда, когда она игнорируется или отрицается. В сновидениях индиви-дуация Тени, ее признание представлено разнообразной архетипической символикой /драконы, насильники, монстры-трупы, отвратительные пауки – свидетельство нежелания видеть в себе злое, разрушительное начало/.
Чем более развита позитивная сознательная установка, тем благопристой-нее и приличнее поведение человека, тем строже он следует коллективным нравственным и моральным нормам, тем большей компенсации требуют дрем-лющие в нем первобытные разрушительные инстинкты. Сон разума порождает чудовищ.
Осознание Тени и ее интеграция требуют величайшей осторожности и силы духа. Этот мощный архетип обладает колоссальной психической энергией и может стать источником сильнейших аффектов. Устранится от их воздействия невозможно – они способны стереть Это в порошок, непоправимо разрушить психическое равновесие личности.
Впервые встреча с Тенью в процессе индивидуации происходит в возрасте, когда человек обычно не обладает ни необходимой мудростью, ни силой духа. Помощником в этом случае может стать доверие к своему бессознательному, которое направляет человека /сны, видения, "двойные сигналы"/ на верный путь. Потеря связи с бессознательным, с Тенью, игнорирование ее требований грозит бедой, необходима интеграция теневой стороны бессознательного – осознание его. В итоге человек должен решить, что сделать из Тени: врага или друга, а успешная индивидуация возможна не через конфликт, а путем догово-ра.
АСТРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Плутон как знак темной силы.
ДИАВОЛ
Из всех Арканов Таро Диавол представляется самым трудным для понимания, потому что у каждого он свой. Общими для всех можно, пожалуй, считать лишь ситуацию зависимости от кого-то или чего-то, слабую волю, постыдный провал благих намерений, а также действия, совершаемые вопреки собственным убеждениям. Диавол как бы олицетворяет темную сторону нескольких карт: для Мага это черная магия, для Жрицы - часть ее негативного архетипа, для Жреца - ханжество, стяжательство под личиной святоши, для Влюбленных - борьба за власть или вырождение партнерских отношений в чистый секс, похоть без малейшего признака любви, для Справедливости - коррупция или неумение признать собственную неправоту. Он олицетворяет также непомерную жадность как обратную сторону Силы, неумеренность в противоположность Умеренности и правит различными областями Неведомого края карты Луны. Как искуситель, он чаще всего предстает перед нами под той или иной привлекательной личиной. Так или иначе, эта карта показывает, что мы играем с огнем и должны быть чертовски (!) осмотрительны, чтобы не обжечься. На глубинном уровне он означает, что наш вопрос затрагивает, прежде всего, теневые стороны нашей личности.
У каждого из нас, по крайней мере у каждого человека, есть обратная сторона. Все то, что мы не желаем или не можем в себе увидеть. Все, что кажется нам неприемлемым или невозможным. Желания, способности и переживания, которые не совместимы с сознательным представлением о себе. Все это концентрируется в подсознании человека и становится Тенью. На пути самопознания нам не избежать встречи с этим могущественным архетипом. Но Тень - не только скопление негативных характеристик, она притягивает вообще все, что мы в себе не видим. Если наша самооценка низка, то Тень получает все те способности, которым не находится места в сознательной жизни. Это хранилище огромного количества энергии, мощнейший источник творчества. И чем сильнее мы отрицаем в себе что-то, тем сильнее становится Тень.Вот и переварив все вышеизложенное в форме цитат, стоит подвести итог. С одной стороны, я прекрасно осознаю и опасность Тени, и весь тот гиганский спектр собственных возможностей, которые сейчас в ней содержатся, потому что плотно связаны с темными, порой весьма низменными стремлениями. Казалось, бы и проще оставить все эту дурнопахнущую смесь именно там, под замком, но...не дает тот факт, сколько возможностей похоронено там же. Отказ от себя, от собственной силы этот выход, в общем, слабость получается в этом потакании своей "светлой" части, настаивающей на изоляции этой Тени. К этой, собственно, ситуации и помянута карта "Дьявол", к число толкований которой ходит и такая фраза "В тени скрывается дьявол, но не ходить туда - трусость". Прийти к соглашению с Тенью... да, меня это пугает. Но пугает даже не крушением привычных костылей мышления, они, слава Ауте, и так расшатались обратно в привычное состояние, а скорее того, что мне хватит воли. Шепот Тени обещает вещи темные, неоднозначные, но при этом манящие и сладкие. Даже часть загнанных туда потребностей сейчас с этической и самоуваженческой точек зрения кажутся мне не отвратительными, а лишь неоднозначными. Но если прикоснуться к запретному плоду - а смогу я остановиться? Не станут тогда отвратительные вещи неоднозначными, а потом и вовсе само собой разумеющимся? Я не ангел, грязи, зверя и мрака во мне не мало, тщательно запертых в подвалах души. И если проводить фентезийную аналогию - стоит ли пытаться разбивать замурованные двери в эти подвалы, в поисках позабытых там могущественных артефактов, если совсем не уверенности, что попутно не будут распахнуты еще и двери на камерах чудовищ?
Вопрос, к сожалению, не праздный, не смотря на то, что у меня нет пока на него ответа. Потому что "светлой" части хватает не всегда. Понятия, или может даже принципы Чести, Долга, Гордости и иже с ними последние годы работают больше не опорой, а костылями. Или даже подставкой под стремительно пустеющий рыцарский доспех. А оттуда из тени пьянеще-кривой усмешкой манит Воля, напитанная и выросшая из Желания.